С 1 июля 2017 года Россия переходит на использование электронных больничных листов!

Дорогие наши
предприниматели возьмите на заметку:

В течение трех лет идею опробовали в шести регионах.
Результаты пилотного проекта показали: практику можно распространить на всю страну. То же самое со справками и
рецептами. Бумажные документы не отменяются. Просто у людей будут новые возможности. Об этом на неделе говорил
премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Эта система очевидно удобнее, чем система, когда
оформляется бумажный документ, она гораздо быстрее, не нужно стоять очереди в поликлиниках, чтобы получать все
подписи врачей и печати, которые обычно ставятся. Кроме того, электронный документ потерять нельзя и подделать
нельзя. Он подтверждается квалифицированной электронной подписью медорганизации. Как только человек готов вернуться
на работу, этот документ, его электронная версия, посылаются работодателю и в Федеральный фонд социального
страхования», - пояснил председатель правительства.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ С 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА: ВВЕДЕНИЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ БОЛЬНИЧНЫХ

В соответствии с Федеральным законом от
01.05.2017 № 86-ФЗ медицинские организации всех регионов вправе (и должны!) оформлять больничные листки
в электронном виде. Как это будет?

С 1 июля 2017 года будут действовать оба
формата больничного: «бумажный» и электронный. Врач медицинской организации оформит больничный листок
либо в печатном виде, либо в электронном виде с согласия сотрудника. Данные электронного больничного
занесут в специальную базу ФСС России. Она же будет доступна и работодателям.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ РАБОТОДАТЕЛЯМ

Чтобы работать с электронными больничными
листками, организации потребуется личный кабинет на cabinets.fss.ru.
В личном кабинете можно будет получить уведомление о поступлении электронного больничного и в
электронном виде заполнить раздел «Заполняется работодателем».

Личный электронный кабинет страхователя
выполняет следующие функции:

  • получение данных нового электронного
    листка нетрудоспособности (ЭЛН), закрытого в медицинской организации;
  • просмотр электронных листков
    нетрудоспособности, вывод на печать;
  • ввод сведений страхователя в существующие
    ЭЛН, в т.ч. с количеством периодов нетрудоспособности более 3х;
  • экспорт данных ЭЛН в xml-файл с
    возможностью последующей загрузки этого файла в ПО страхователя для создания и подписания реестров
    для отправки в ФСС
  • поиск и просмотр поданных в ФСС реестров
    листков нетрудоспособности;
  • поиск и просмотр пособий, выплаченных ФСС
    в рамках прямых выплат. Поиск осуществляется по ФИО, СНИЛС и статусу пособия;
  • просмотр журнала обмена данными между
    Страхователем и ФСС, с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файл
  • просмотр и выгрузка в xml-файл (для
    дальнейшей обработке в ПО Страхователя) списка ошибок при проверке реестра и пособий;
  • формирование обращений в ФСС (в части
    прямых выплат), с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса;
  • просмотр извещений, сформированных
    сотрудником ФСС при работе с реестром и пособиями;
  • подача заявки на запись на прием в
    региональное отделение ФСС (по вопросу консультаций в части прямых выплат).

Вместе с этим, работодатели вправе не открывать
личный кабинет и не подключаться к электронному обмену больничными. Но в таком случае сотрудники такого
страхователя смогут получить только «бумажные» листки нетрудоспособности. Электронный больничные будет
для них недоступны, поскольку сотрудники из ФСС не найдут страхователя в единой информационной базе.

Если клиника и работодатель участвуют в
электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой брать бюллетень — бумажный или электронный.

Обязательными реквизитами электронного листка
нетрудоспособности являются, в частности, сведения, содержащие ИНН и СНИЛС сотрудника, название
организации-работодателя, сведения о среднем заработке для исчисления пособия, подписи врачей и т. д.
Если листок выдан более чем на 15 дней, то необходимы также подписи председателя врачебной комиссии и
главного врача медицинской организации (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития
России от 29 июня 2011 г. № 624н).

ПЛЮСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БОЛЬНИЧНЫХ

Организациям
и ИП не обязательно подключаться к системе обмена
электронными больничными. Штрафов за то, что компания не перешла на электронные больничные пока не
предусмотрено. Однако, по нашему мнению, в переходе на электронные больничные листы с 1 июля 2017 года
смысл есть. Электронный больничный, как минимум, удобнее, чем бумажный. Его проще заполнять, не
требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати и прочее. Более того, ФСС не
потребуется переживать, что работник сдал работодателю поддельный рабочий лист.

Заметим,
что электронные больничные листки вводят по результатам пилотного проекта. В 2015-2016 годах
электронные больничные выдавали в Тамбовской, Астраханской, Белгородской и Самарской областях, а также
в Хабаровском крае, Татарстане и Крыму. Вместе с электронными листками медицинские работники врачи
формировали больничные и на бумаге. За это время в эксперименте приняли участие 150 организаций, а
листки нетрудоспособности в электронном виде получили полмиллиона человек. В итоге – эксперимент
оказался успешным.